Августин Соколовски
5 мая Церковь празднует память преподобного Феодора Сикеота (530–613). Святой был великим подвижником, игуменом монастыря, чудотворцем и прозорливцем, напоминавшим Вселенной, что во Христе Иисусе «Бог посетил народ свой» (Лк.7,16).
Феодор был старшим современником мусульманского пророка Мухаммеда (570–632). Тогда, в те времена, подлинное христианское свидетельство в отдаленных провинциях Империи было чрезвычайно важным.
Если святых можно было бы сравнивать и уподоблять друг другу, то, пожалуй, Феодор Сикеот был для центра Малой Азии тем же, кем, за два столетия до него, был для Мир Ликийских святой Николай Чудотворец. Один из величайших святых своего времени, в наши дни Феодор - забытый святой.
Житие Феодора чрезвычайно интересно и богато подробностями. Записано оно было его учеником Элевсием, прозванным Георгием. Это имя было выбрано не случайно. Ведь с почитанием Великомученика Георгия была связана вся жизнь самого Феодора. Распространению этого почитания он несказанно способствовал благодаря своей подлинной праведности.
Феодор родился около 530 года в селении Сикеон в Галатии, исторической области в центральной области Малой Азии, в которой и находится столица современной Турции Анкара. В те времена Анкара именовалась Анкирой, что в переводе с греческого означает «Якорь».
Ранние годы жизни Феодора пришлись на время правления Императора Юстиниана Великого (527–565), в последний раз объединившего Империю, Восток и Запад, Константинополь и Рим, Испанию и Африку во единое государство. По свидетельству жития, отцом Феодора был некий Косьма, имперский чиновник, отправившийся из Столицы, чтобы принять в управление одну из провинций. По пути он остановился в Сикеоне в гостинице … Так, матерью Феодора стала женщина «с пониженной социальной ответственностью».
С самого своего рождения праведник удостоился особенного заступничества и помощи святого великомученика Георгия, благодаря чудесному заступлению которого он выжил после постигшего его в отрочестве несчастья и был крещен.
С юного возраста Феодор проявил особенную склонность к аскетическим упражнениям. При этом он совершенно пренебрегал правилами умеренности. Так, уже в 14 лет, возраст совершеннолетия по законам того времени, Феодор выкопал себе пещеру под церковью Великомученика Георгия, чтобы подвизаться в одиночестве.
Чрезвычайная строгость самоограничения в подвиге привела к тому, что Георгия пришлось спасать от ранений и язв. Тогда его, едва живого, вызволили из пещеры и принесли в дом епископа города Анастасиуполя, который и позаботился о его лечении.
Епископ был столь поражен духовным возрастом юноши, что, вопреки канонам, рукоположил его во священники. Для этого он последовательно возвел его во все предшествующие степени церковно- и священнослужения всего за пять дней. В жизни Феодора это был первый, но далеко не последний случай формального нарушения церковных канонов.
После своего выздоровления Феодор отправился в паломничество в Палестину, с целью ознакомиться с жизнью тамошних отшельников. Палестинское монашество переживало тогда период своего расцвета. Египетское же и сирийское к тому времени стали «монофизитскими» и отвергали общение с греческими и латинскими Православными Патриархами. Напомним, что монофизитством принято называть догматическое несогласие с постановлениями IV Вселенского Собора в Константинополе.
В Палестине, в будущей Лавре преподобного Георгия Хозевита (+625), Феодор удостоился монашеского пострига. Вскоре он вернулся на родину, где основал монастырь возле той самой церкви святого Георгия, где прошла его юность. Там Феодор собрал вокруг себя учеников.
Несмотря на удаленность той местности от крупнейших политических центров эпохи, к подвижнику за наставлением стали обращаться сильные мира сего. Среди них был и будущий император Маврикий (582–602), стоявший тогда во главе имперской армии. После победы над персами полководец посетил отшельника, который предсказал ему восхождение на имперский трон, что и произошло вскоре в 582 году.
После смерти епископа Тимофея, Феодор, вопреки собственному волеизъявлению, путем провозглашения - торжественной аккламации, клира и народа - был избран епископом. Своего избрания он не принял. И только угроза канонического прещения, в случае отказа, со стороны митрополита Анкирского Павла, заставила его смириться с избранием.
Так Феодор стал епископом города Анастасиуполя, название которого в переводе с греческого означает «Город Воскресения», или, если совсем русифицировать это слово: «Воскресенск». Городская епархия находилась в юрисдикции Митрополита Анкары.
Главное занятие епископа в те времена заключалось в делах милосердия, справедливом суде и помощи людям. Епископ обладал правом помилования, к его суду можно было прибегать вместо суда светского. Одно прикосновение к ризам епископа, хотя бы на время, избавляло виновного от преследований, гибели и беды. Епископ обладал правом печалования, то есть мог просить помилования для уже осужденных за различные преступления светским судом людей.
Поначалу Феодор с ревностью посвятил себя епископским трудам, но весьма скоро его постигло выгорание. И вскоре, вопреки церковным правилам, он оставил кафедру и бежал в Палестину. Там он обратился к одному из отшельников с вопросом о своем будущем.
Формально церковные каноны всегда запрещали епископу оставление собственной кафедры. В частности, именно поэтому Григорий Богослов, по факту своего рукоположения Василием Великим бывший епископом Сасимским, но некоторое время служивший ради спасения Православия в Константинополе, Вторым Вселенским Собором 381 года был отправлен на покой.
Парадоксально, но движимый духом палестинский аскет, которого спрашивал Георгий, сказал Сикеоту, что желание бежать от епископского служения, которому не в силах был противостоять сам Феодор, от Бога.
Важно помнить, что в те времена подвижникам, в особенности, отшельникам была присуща особая харизматическая свобода. Харизматическая, то есть происходившая от личных дарований, которые Дух Святой уделял каждому по делам и трудам. «Как тебя зовут? Меня никто не зовет, я один живу», - написал Андрей Платонов в одном из своих произведений. Отшельничество в Древней Церкви было путем ожидания, когда человека по имени позовет Сам Бог.
Феодор вернулся в Анкару, и просил митрополита назначить ему преемника. Получив решительный отказ, он отправился в Константинополь, где, с той же просьбой о разрешении оставить кафедру он обратился к Патриарху и Императору.
Власть предержащие дали анкирскому митрополиту указание освободить святого от управления епархией, но, при этом, не лишать его епископского сана. Радуясь исполнению своей мечты об отшельничестве, Феодор возблагодарил Бога. В знак благодарения он заключился в своем монастыре, дав обет никогда более не покидать место подвига.
И все же, однажды ему пришлось отправиться в Константинополь, чтобы исцелить одного из сыновей Императора от проказы. В конце жизни он стал подлинным прозорливцем и чудотворцем, подобным древним библейским пророкам. Почитание Феодора в Церкви того времени было огромным. Об этом свидетельствует современное ему жизнеописание.
Вся жизнь Феодора Сикеота прошла под покровом Великомученика Георгия. По сути, возле церкви, посвященной святому, были прожиты все его годы: там он был крещен, возрастал, стал подвижником, основал монастырь и был избран епископом. Туда же, «к Георгию», он вновь вернулся после своего отречения от кафедры.
Знаком общности двух великих Пасхальных Святых Феодора и Георгия - а память их всегда приходится на пасхальный период - стал день кончины Сикеота. По свидетельству жития, преподобный епископ отошел ко Господу накануне памяти Великомученика Георгия 5 мая (22 апреля) 613 года.