Публикации

Память святых отцов семи Вселенских Соборов

Августин Соколовски

31 мая, в последний день весны, Церковь празднует память Отцов Семи Вселенских Соборов. Помимо этого общего празднования, память Отцов каждого из Вселенских Соборов по отдельности также совершается Церковью на протяжении богослужебного года. 

Дата празднования может быть исторической, то есть приуроченной к исторической дате начала или завершения Соборов, которые состоялись в 325, 381, 431, 451, 553, 680, 787 годах соответственно. Может она быть идейной, или теологической: так память Отцов I Вселенского Собора празднуется Церковью в воскресенье между Вознесением и Пятидесятницей. 

Такое богослужебное празднование в честь Вселенских Соборов является исключительной особенностью нашей Восточной Православной Традиции. 

Чтобы понять суть этого празднования, необходимо задаться вопросом, означает ли оно, что каждый из Отцов, то есть, участников Соборов, был святым? Празднует ли Церковь память тех из Отцов Соборов, кто обладал личной святостью ? Нет, нет, и ещё раз нет. 

Ключом к пониманию сути празднования Отцов Соборов является цитата из Евангелия от Матфея. ‘И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах’, - Евангелие от Матфея (Мф23,9).  

Буквально понимая слова Господа, великие православные богословы и Отцы Церкви, среди которых особое место занимает Афанасий Александрийский помнили и о том, что Библия однозначно именует нашим общим ‘отцом в вере’ Патриарха Авраама. Авраам - отец всех верующих. 

Итак, по логике Афанасия, который первый применил эту аналогию, по примеру Авраама, Отцы Соборов сохранили и передали последующим поколениям верующих правую, православную веру. По образу Авраама, отца всех верующих, ‘отцами’ именуются и они. Поначалу это были исключительно Отцы Первого Вселенского Собора в Никее, который некогда воспринимался Церковью, как единственный и окончательный.

Это означает, что память Отцов Вселенских Соборов - это торжество в честь Духа Святого, Живущего и Действующего в Церкви. Церковь не только может, но и должна догматизировать, силой Духа она обязана провозглашать неизменную Истину в изменяющемся мире. Придавать гравитацию повседневности, ибо иначе, вспомним Милана Кундеру, ‘невыносимая лёгкость бытия’ навсегда останется таковой. 

Наконец, Память Отцов Вселенских Соборов - это напоминание, что пастырь , который не ‘транслирует истину’, то есть не сохраняет, и, главное, не учит верных Православной Вере, не может именоваться ‘отцом’.