Публикации

Суббота - День Покоя

Сегодня — день субботний. Суббота по Библии — день покоя. В субботнем дне приоткрывается суть божественного бытия.  Бог — существует. В ответ на вопрос Моисея, каково Его имя, Бог отвечал: «Я — сущий» (Исход 3,14). Сегодня мы знаем, что точное значение сказанного Богом, не просто «Сущий», но «Тот, Кто Будет Быть». Ведь Бог — единственный, кто есть, причем не только есть, но будет быть. Кто может сказать о Себе в будущем времени. 

Вопреки мнению философов, у библейского Бога нет целеполагания. Он есть. Не поддается причинности. Не может стать инструментом. Не может превратиться в вектор. Не имеет смысла жизни, как этот смысл имеется у, пожалуй, всякого другого бытия и существа. «Всего лишь» есть. «Всего лишь» будет быть. И в этом «всего лишь» — Весь Он. 

Величайший дар творения Богом мира из небытия по отношению к человеку заключается в творении его по образу Божию, а значит в отражении в человеке величайших божественных качеств. Одно из которых есть праздность, умение просто быть. И горе тем, кто во все времена пытался превратить человека в достижение или инструмент, превратить в вектор, направить на те или иные цели. Бытие человека по образу божественного бытия раскрывается в Покое. 

День субботний — день отображения божественного покоя. Люди по-разному пытались отображать или воплотить покой — эту Праздность Бога. Успокоение Бога от всех дел изображалось в субботней праздности по Закону. Отображалось в молитве и праздновании Церкви. 

В субботний день покоя Община призывается к новому осмыслению того, что же значит покой. Суббота есть день поминовения. День молитвы за тех, кого с Общиной больше нет. Община просит Господа даровать «вечный покой». Во всех религиозных словах присутствует упразднение языка. Здесь понятия перестают передавать содержание. Не отражают или более не способны отражать настоящий действительный смысл. Таково и понятие покоя. Ведь пожелание «вечного покоя» - это не биологическая, историческая, биографическая, или любая другая бесконечная память, по пожелание самой полноты жизни, блаженства, божества. Желания существования, по образу Божественного Покоя. По образу того, как оно присуще Самому Богу. 


В субботний день Община особенно просит за тех, за кого некому помолиться. За тех, кто, на время, вошел в иной, неправильный покой, Покой забвения. Община верит, что он временен. Община молится за тех, о ком некому вспомнить. Особенный покой страдания забвения. Перед людьми, перед Историей, перед человеческим измерением Церкви. Библейски едва ли объяснимое забвение при жизни, и явное и очевидное забвение по смерти. Субботняя молитва Церкви, и пожелание покоя, адресовано прежде всего тем, за кого некому помолиться. В пожелании «Вечного Покоя» раскрывается пожелание ближним богобытия.

Призвание человека, согласно Писанию, раскрывается в богобытии. В жизни, наслаждении и блаженстве покоем без всякого целеполагания. К этой без-суетности стремились подвижники, аскеты, все те, кто так жаждал покоя. «Как можно меньше беспокойства», -  девиз, которым дышит человек. В этом человек несомненно противоположен ангелам, которые, в своем выполнении положенного, в своей предельной векторности, и даже в славословии, согласно Апокалипсису, «ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Откровение 4;8). Отличие Ангелов от людей — и в беспокойстве и в покое. Ангельское бытие как само беспокойство славословия Бога... 

Община в повседневности призывается к поиску покоя. К поиску отражения божественного бытия — которое в особенных святынях и святых местах называется «намоленностью» - по сути же является присутствием христианского призвания. Божественный субботний покой да отражается в покое и спокойствии жизни в Его присутствии. Отражается для беспокойного и находящегося в беспокойстве мира в покое Церкви и тех, кто в Ней.

Общины не должно быть много. В примере Не Гордого Бога. Ведь Он — не зрим. И большинство людей Его не видит. Живет Его отсутствием, пусть даже если в Него верит. Живет в Его отсутствии, Не зная, что Он есть, и глубже самого глубокого, что в человеке. «Мы им живем и движемся и существуем», - по слову Павла (Деяния 17,28). Учиться не присутствию в присутствии, учиться присутствию в не присутствии и призвана Община. «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и я упокою Вас: научитесь от Меня (…) и найдете покой» (Мф.11,27-29).

иерей Августин Соколовски / Dr. Augustin Sokolovski