4 августа, в день памяти Равноапостольной Марии Магдалины, Церковь также празднует перенесение мощей ее младшего современника - священномученика Фоки Синопского.
Наряду с днем рождения, то есть, днем мученичесого страдания, перенесение с самого первоначального времени праздновалось в Церквах. Фока жил в I веке, был епископом, и принадлежал к тому удивительному первохристианскому поколению, которое, восприняв веру во Христа непосредственно от Апостолов в своих трудах по благовестию, служению и проповеди, засвидетельствованных впоследствии в мученическом подвиге, продолжил Апостольское Дело.
Согласно житию, Фока пострадал за Христа в правление Императора Траяна (98–117). Будучи епископом города Синоп, на малоазийском побережье Черного Моря, рукоположенным в преклонных годах, он предузнал пришествие гонения. Фока гостеприимно принял отряд разыскивавших его римских солдат. Выслушав их, он помог им выкопать могилу христианскому епископу, которого они искали, а затем, исповедав себя христианином и открыв язычникам свое имя, склонил свою голову под меч.
Фока Синопский весьма почитался в древности, ныне же почти забыт. Образ жизни и святости Фоки как бы прообразовал собой подробности подвига многих будущих великих святых. Так, полтора столетия спустя, как бы вдохновляясь примером Фоки, великий древний епископ Африканской Церкви, Киприан Карфагенский, услышав себе смертный приговор, скажет: «Богу Слава!». И склонит голову под меч.
Событие перенесения мощей Фоки, празднуемое в августе, имело место в Константинополе около 404 года. Тогда епископом столичного города был святитель Иоанн Златоуст. Иоанн посвятил празднованию особое похвальное слово. Спустя всего три года, Златоусту было суждено отправиться в изгнание и в ссылке быть умученным от своих.
Другим важным свидетельством о житии и страдании Фоки является похвальное слово святому епископа Астерия Амасийского (+341). Первоначально вставший на сторону еретиков-ариан, Астерий Софист, как его звали современники, молитвами мученика, был избавлен от своего заблуждения и в конце своей жизни, уже будучи епископом, встал на сторону Исповедания Никейской Православной Веры.
Уже став епископом, Фока продолжал заниматься ремеслом садовника, которому был обучен с детства и посредством которого всегда зарабатывал себе на хлеб. Так, молитвами Фоки, в Церкви возрастало поколение иерархов, которые будут продолжать вести скромный образ жизни, и, подобно святителю Спиридону Тримифунтскому, Мирону Критскому, и другим, чтобы прокормить себя, будут продолжать вести смиренный образ жизни, к примеру, пасти овец. По слову Апостола Павла: «Вы сами знаете, братья, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян;20,34).
Пожалуй, важнейшая дошедшая до нас подробность мученического жития святителя Фоки, когда епископ, в Духе Святом, зная о предстоящем ему страдании, помог преследователям выкопать себе могилу, по сути, вскрывает важнейший, основополагающий элемент веры Древней Церкви.
«Верую в воскресение плоти», - говорится в Апостольском Символе Веры. Убеждение в том, что именно эта, живая, хрупкая и уязвимая, предстоящая суду как бы всемогущих языческих гонителей плоть воскреснет в конце истории, отчетливо звучало из уст свидетелей Христовых и придавала их убеждению невероятный дерзкий полемический настрой. Вера в воскресение плоти опровергала язычников, в самую сердцевину поражала их основанное на философии того времени убеждение в том, что «тело – гробница души», и что места телу в будущем веке нет.
Вера мучеников в воскресение плоти мучила мучителей, которые, в муках собственной злобы и перед лицом собственного бессилия повредить христианам, придумывали все новые и каждый раз все более изощренные способы мучений для уничтожения тела святых. Не понимая этого, философы Эпохи Просвещения и другие последующие критики подлинности свидетельства мученических житий, считали, что такой жестокости у просвещенных римлян просто не могло быть.
Этим же вероучительным убеждением объясняются те удивительные знамения и чудеса, когда тела мучимых святых вновь восстанавливались и получали исцеление. Язычники приписывали это магии и наваждению, христиане же и все видящие происходящее, силой Духа Святого, уже здесь и сейчас, глазами тела (ср. Иов 19:26), видели в происходящем подтверждение Христианской Веры, безусловное исполнение библейских слов: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов.» (Ис.26,19).
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski