Публикации

Преподобный Серафим Саровский

Августин Соколовски 

В первый день августа Церковь чтит память преподобного Серафима Саровского (1754-1833). В 1903 году состоялось прославление Серафима во святых, и именно в этот день были обретены его мощи.

Слово ‘святость’ имеет множество значений. Согласно Писанию, Свят прежде всего Сам Бог. Именно Он и только Он свят в собственном смысле этого слова. 

Бог свят, ибо надмирен. Бог свят, ибо не принадлежит бытию. Бог выше всего. Он выше самой высоты. Он превыше всякого величия. Бог свят и пресвят. ‘Бог всесвят и сверхсвят’, - как об этом говорится в оригинальном тексте молитвы евхаристического канона. 

Называя святыми Божьих людей, а таким святым Божьим человеком несомненно был преподобный Серафим, человеческий язык придает слову святость совершенно обратное направление. 

Ведь, в отличие от божественной святости, святость божьих святых не в отделении от установленного Богом сотворённого бытия, но в способности, по Дару Благодати , жить в Боге, жить с Богом здесь и сейчас. Ибо вне мира спасения нет. 

Итак, библейская святость - в способности полноценно и подлинно жить Богом. Жить в той подлинности, что делает зримым замысел Бога о человеке и о мире людей.

Важно понимать, что Преподобный Серафим прожил обычную, сходную с нашей, человеческую жизнь. У него была биография.

Житию Серафима присуща особенная, доселе не раскрытая семантика. Там многие повествования представляют собой библейские и новозаветные символы. Они указывают на общность его странствования в святости с путями библейских праведников. Однако, об историчности его бытия в мире никак нельзя забывать. Серафим был один из своих современников, Серафим был один из нас. 

Эпоха Серафима была особым временем. В год Французской Революции, 1789, Серафим был диаконом. В великие наполеоновские годы, 1807 и 1810, уходил в затвор. Всего на четыре года пережил Серафима (1754-1833) Пушкин (1789-1837), а Достоевскому тогда было уже 12 лет. 

Пожалуй, Серафим мог бы жить в любой эпохе. Ведь из того, что мы знаем о нем, очевидно, что у него было очень доброе сердце. И никакая другая эпоха не смогла бы сделать его злым. 

У Серафима было детство, была юность, было взросление, возмужание. Была зрелость и была старость.

Он болел, претерпевал скорби и борения. Был, по образу притчи о Милосердном Самарянине, избит и брошен разбойниками, и, подобно Господу Иисусу, молился за убивавших его злодеев. Этих друзей его чуть не ставшей последней минуты, из-за которых он, светлоликий, на иконах предстоит горбуном.

Серафим любил уединение. Но всякий, нашедший Господа, стремится возвестить Его другим. Как братолюбивый нищий, получивший в дар золото. Нищий, что жаждет делиться. Нищий, счастливый обнищанием, даром , дарованным другим. 

Серафим верил, что данной ему Богом благодати подвигов, он обязан своим предшественникам по монастырю в Сарове и называл их имена. 

Именовавший себя «убогим Серафимом», для многих своих современников, в Церкви и в мире, он действительно казался убогим. Но у него была своя маленькая вселенная, путь к Богу, с ангелами и … малиновым кустом, что расцвёл зимой. 

Серафим любил уединение. Но всякий, нашедший Господа, стремится возвестить Его другим. Как братолюбивый нищий, получивший в дар золото. Нищий, что жаждет делиться. Нищий, счастливый обнищанием, даром , дарованным другим.  

Серафим - Дар Бога Церкви. В этот день его памяти мы особенно молимся с ним.