Августин Соколовски
22 января Церковь празднует память пророка Божия Самея. Это кажущееся малозаметным воспоминание ветхозаветного святого приходится на дни попразднества Крещения Господня. Богоявленские дни, подобно святкам, время знамений. Великое знамение Ветхого Завета само явление пророчества. Оно вовсе не утратило свое актуальность. Ведь когда умолкает пророчество библейское и религиозное, начинают говорить люди от имени смертных людей и мертвых вещей.
Пророк Самей жил в X веке до Рождества Христова. В то время царство народа Божия разделилось надвое, и на месте единого Царства Давида и сына его Соломона возникли Царства Иудеи и Израиля. Иудея поклонялась Единому Богу, а Израиль, чтобы узаконить само это отделение, по замыслу царской власти, выбрал поклонение тельцам. «И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из Земли Египетской» (3 Цар.12:28).
С точки зрения современного наблюдателя, происходившее тогда было в значительной степени манипуляцией. Ведь подобная ситуация, когда религия, происхождение, культура и язык применяются в качестве оправдания для разделения, отнюдь не нова. Сегодня, в наши дни, подобное происходит и с религиями, и с языками. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем», - писал библейский Экклезиаст (Эккл.1:9). Предание разумело под автором этой книги самого Царя Соломона. Если это так, то Ровоам, сын Соломона, при котором произошло разделение, не научился урокам своего отца.
Конечно же, отделение мятежных колен от Иудейского Царства было возмутительным не только для него, властителя, а значит политика, но и для многих тогдашних праведников. Потому Ровоам решил вернуть себе отпавшее Израильское Царство. Он собрал войско, но навстречу ему вышел движимый Духом пророк Самей говоря: «Не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми, ибо от Меня это было» (ср. 3 Цар.12,24; 2 Пар.11,4;). Суть сказанного пророком: «Что Бог разделил, человек да не соединяет». «От Меня это было», - другие, чрезвычайно важные слова на все времена!
Мы часто повторяем знакомую нам цитату Евангелия «Что Бог сочетал, человек да не разделяет» (Мф.19:6). Но слова эти относятся к таинству брака. Пророк же Самей говорит о том, каков Библейский Бог. «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, но не Бог Философов и ученых. Уверенность. Уверенность. Чувство, Радость, Мир. Бог Иисуса Христа», - написал в своем откровении – «Мемориале» - философ Блез Паскаль (1623-1662). Великий мыслитель, вера которого была глубокой и искренней, жил спустя две с половиной тысячи лет после Ровоама, Пророка Самея и разделения, которое постигло некогда Израиль. Но в его времена снова наступило великое разделение. Попытка реформировать Церковь, предпринятая Мартином Лютером, Жаном Кальвином и прочими великими реформаторами привела к тяжелейшему религиозному кризису в Европе. Римская Церковь разделилась на две части, Римско-Католическую и Протестантскую, со множеством ответвлений. Тогда многие хотели силой вернуть утраченное единство, шла Тридцатилетняя война (1618-1638).
«От меня это было» (3 Цар.12:24). Не пытайтесь соединить разделенное. Трагическая правда Божия, высказанная пророком Самеем ,заключается в том, что разделение также может быть от Бога. Разделение в истории, в политике, в семье, в жизни, в биографии и любви. Тогда, как и во все времена, необходимо различать волю Божию и понимать, что там, где разделение проведено Самим Богом, человек не сможет единство вернуть. Бог Прощения – это и Бог Отмщения. Бог Библии умеет обрушивать. «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь», - говорит Книга Откровения, предвещая апокалиптическое отмщение в конце времен (Апок.1,7). В эти богоявленские дни Пророк Божий Самей, вместе с Иоанном Крестителем, и иными библейскими святыми, на Небесах ходатайствует за Церковь, странствующую на земле,. Церковь же просит у Бога благодати различать Его волю и по-настоящему, а значит пророчески, отличать добро от зла.