Публикации

Неделя Святых Праотец


 
Воскресенье перед последним предрождественским воскресным днем именуется Церковью «Неделей Праотцев». В этот день Община вспоминает всех праотцов. Тех, кто на протяжении всей человеческой истории до Пришествия в мир Спасителя предшествовал этому Событию. Как всякий день и всякое календарное воспоминание, Неделя Праотцов есть Торжество о Господе Иисусе - Христе Прославителе. «Праотцов днесь, верные, совершающе память, воспоем Христа Избавителя, возвеличившего их во всех языках». 
 
В богослужебных текстах вечернего богослужения Недели Праотцов упоминаются Адам, Енох, Ной, Мельхиседек, Авраам, Исаак, Иаков – как жившие до Закона. По Законе же, Моисей и Аарон, Иисус Навин, Самуил и Давид, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил и Три Отрока - Анания, Азария и Мисаил - Двенадцать Малых Пророков, Илия, Елисей, Захария и … Креститель … «и все, проповедавшие Христа, жизнь и воскресение рода нашего». 
 
В этом «и все» - уникальная, удивительная логика Рекапитуляции – богословия, которое, начиная с Апостола Павла, продолжая Иринеем Лионским, и синтезируясь у Августина, стало основой Богословия Благодати, восставляющей и восстанавливающей всех и вся во Христе Иисусе. «Немощно от матери Христово Рождество, но великолепно от Отца Величество» (Августин, Слово на Рождество (190,3)).
 
В седальне на утрени говорится: «Авраама, Исаака же и Иакова восхвалим все песненно, Давида кроткого, Иисуса и Двенадцать Патриархов». А в каноне: «Авеля, дары принесшего душею благороднейшею, прият всех Бог и Господь, сего же паки, скверноубийственною рукою умервщлена, принесе к свету яко Божественна мученика». «Поется в мире Сифово раззжение». «Усты, и языком, и сердцем Енос чудный». «Верою Моисея, Аарона же и Ора почтим, восхваляюще Иисуса и Левию священнейшаго, Гедеона же и Сампсона». И, конечно же, в знаменитом ирмосе 6ой песни канона, поименно упоминается Иона: «Из утробы Иону изблева морский зверь».
 7я и 8я песни канона продолжают логику рекапитуляции. В этом смысле то, как блистательно диахронно воспроизводятся имена библейских героев и праведников, мужей и жён, на сей раз. Общине достойно выучить их наизусть.
 
Очевидно, что упоминание в текстах праздника не хронологическое, не синхронное, но диахроническое. Мы читаем имена библейских героев. Праведников. Тех, кто ждал пришествия в мир Мессии. Но черты этого Мессии были всегда разные в каждую эпоху. Также, как и все те, кто предшествовал Господу, отличались друг от друга, принадлежали разным временам. По мере чтения библейских книг, нам раскрывается удивительная история дружбы, Завета, но, иногда, и противостояния Бога человека.
 
С благодарностью, недоумением, да, наверное, и с непониманием воспринимаем мы тех, кто предшествовал Господу.. «Потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе», - говорит Писание об Аврааме. Французский перевод выражается чуть иначе, говоря, что Авраам был «уже был отмечен смертью» (Qui était déjà marqué par la mort).
 
Авраам произвел от себя силой божественного обетования великий народ. Но все они, праотцы, предшествовавшие и последовавшие Аврааму, были отмечены смертью. Нам очень важно понимать, что эта отмеченность смертью, которая была на всем человеческом роде, и в отдельности, и в совокупности, была упразднена в Его Пришествии.
 
Библейское обетование об избавлении мира исполнилось. Община же вплотную приблизились ко Встрече Рождества. В благодарности Господу нужно помнить о всех тех, кто еще не был удостоен этой благодати, но жил лишь ожидания. Святые праотцы – пример того, как должно Бога ожидать.
 
Подлинный смысл всей истории и бытия мира явлен был в Воскресении. Господь родился в Вифлееме. Но приветствуя друг друга, мы не говорим: «Христос родился». Ведь событие рождения Господа явлено бывает только в Пасхальной Тайне, которая, единственная, объемлет собой всё прошлое и всё настоящее, каждый день и каждое мгновение, создаёт подлинное, наполненное Евхаристией Таинство Рекапитуояции для всех, для каждого, для всей Общины. 

Так Пасха Рождеством нас вводит  в вечность Бытия Господня. День Рождества Христова есть День Света. Поистине Пасхальное Событие. «Великолепное величие Господня Рождества» (На Рождество 190,3).
 
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski