Публикации

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
Сегодня Община празднует Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Подобно Входу Господню в Иерусалим, Праздник Введения имеет в себе две стороны: радостную и скорбную. 

Радостная сторона Праздника – приближение Рождества. Одновременно, Праздник Введения – это путешествие во времени. Перемещение в истории. Погружение в особый мир Церкви Константинополя. 

Тогда, когда политическая столица христианского мира, столица Восточной Римской Империи, Город Городов, сердцем своим имел Храм Святой Софии, чудо архитектуры, Храм, о котором воздвигший его Кесарь Юстиниан воскликнул: «Я победил тебя, Соломон!». 

Вокруг Собора Святой Софии выстраивалось православное богослужение. Оттуда оно распространялось как эталон для всей Империи, а значит Вселенной. 

Константинопольские Цари видели себя преемниками Царей Иудейских. Именно тогда были написаны чинопоследования, введены в употребление богослужебные тексты в честь ветхозаветных праведников, великих и малых пророков. 

Текст Праздника Введения – плоть от плоти этого византийского мировоззрения. Восприятие вещей священных было этим обусловлено. Византийцы, или, как они сами себя называли, ромеи, то есть римляне, видели себя продолжателями Великого Библейского Дела: Храма, Завета, Священной Истории. 

Славная Церковь, прекраснейшее на Земле богослужение, Храм, в котором, во Святом Святых живет Сам Бог. Введение Отроковицы Марии во святилище – что может быть правильнее и праведнее, вернее!

Но если вдруг забыть о Византийской Империи, то приоткроется другая сторона той же самой истории. На земле, в Ветхом Завете – а, по сути, во всей человеческой истории – существовал только один признанный Богом Храм. Это был Храм в Иерусалиме. Единый единственный храм в Истории. Этот храм был неприкосновенен и свят. Святое святых было в нем. 

Мария Богородица вводится в этот Храм. То есть, попросту, по сути, впервые приходит. Для Храма это означает окончание. Упразднение. Завершение его Истории. С тех пор на Земле больше не будет Храма. Никогда в человеческой Истории. Введение во Храм есть с Храмом прощание. Введение во Храм - это Farewell…

Наступает Новый Завет. И все то, что казалось великим и священным, будет упразднено. Храм разрушен римлянами. Более никогда не будет восстановлен. А Храмом Бога станет человек. Таким Храмом станет входящая в Храм Мария. Таким Храмом станет всякий крещеный и принимающий Евхаристию человек. «Вселюсь в них. Буду ходить в них. Буду их Богом» (Левит 26,12; 2 Кор.6,16). Так предсказал Сам Бог. Бог предсказал, что человек станет Храмом. 

Всякая церковь есть место собрания. В церкви совершается Евхаристия. В церкви Храмом Бога становится … человек. Библейского храма, храма-здания, более нет. И эта реальность наступает сегодня. Та из людей, что первая стала Храмом, Его обиталищем и Святым Святых – ее Введение во Храм празднует Община Сегодня. Введение как икона «Община Здесь и Сейчас».

Господь всегда готовит нам новое (ср. Откр.21,5). Это имеющее наступить новое описано в Книге Откровения. А празднуемое Введение становится образом имеющего наступить. 

Вскоре Господь вернется. С Неба сойдет новый Небесный Иерусалим. «И я увидел новое небо и новую землю. Не стало прежнего неба и прежней земли» (Апокалипсис 21,1). 

И самое важное: в этом Новом Городе, Небесном Иерусалиме, сходящим с Неба для Земли, Храма … больше нет. «Храма в городе я не видел. Его Храм – Сам Господь Бог Вседержитель и Агнец. Городу не нужны для освящения ни солнце, ни луна. Он залит светом Божьей славы, его светильник – Агнец» (Апок.22-23). 

Храмом нашим, храмом Общины, Храмом Церкви станет … Сам Господь Бог. Вначале Храмом было здание. И этот храм сегодня упразднен. Сегодня Храмом становится Отроковица, чтобы, в силу этого Дара, Храмом стали мы. Христос скоро вернется, чтобы Храмом сделался Сам Он и Отец наш Бог. «И Дух и Невеста говорят: Прииди!» (Апокалипсис 22,17).

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski