Публикации

СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАРК

Августин Соколовски 

8 мая Церковь празднует память Апостола и Евангелиста Марка. Марк не входил в число Двенадцати Апостолов. Согласно Преданию, он был Апостолом от Семидесяти. 

Число 70 по отношению к Апостолам было библейски чрезвычайно важным. Как на свой прообраз, оно напрямую указывало на семьдесят старейшин Израиля, которых, по повелению Бога, избрал себе в помощь Моисей (Числа 11,26). 

По отношению же к четырём Евангелистам, двое из которых, помимо Марка, Апостолом от 70-ти был Лука, их принадлежность к, говоря современным языком, опосредованному апостольскому лику, напоминала первым христианам из иудеев и язычников о переводе Библии на греческий язык семидесяти толковников, толмачей, толкователей, то есть тех, кто по воле Египетского Царя Птолемея , начиная с III века до Нашей Эры был осуществлён великий перевод. 

Церковь верила, что Септуагинта, так назывался перевод по-гречески, была богодухновенной. То есть, подобно самому оригинальному тексту Писания на еврейском, и перевод свящённых книг был движим Духом Святым. 

Одновременно, богодухновенность библейского перевода на греческий, сделанного до Рождество Христова, придавало легитимность тому факту, что, в отличие от ветхозаветных, новозаветные Писания были первоначально написаны на греческом. 

Важно отметить, что в понимании перво-христианской общины, богодухновенность, прежде всего, означала историчность, то есть соответствие истории. Истории Одного Живущего - имя Которому Иисус Христос. 

Марк не был из числа Двенадцати Апостолов. 

Однако, значение его имени в зарождении первых христианских общин колоссально. Согласно Преданию, Марк проповедовал в Палестине, участвовал в путешествиях Павла, успел побывать в Риме, где помогал Петру, и, наконец, основал Церковь Александрии. В египетской Столице он где завершил свою жизнь в мученическом свидетельстве в 60-е годы первого столетия. 

Об Апостоле Марке можно сказать весьма многое. Евангелие от Марка, апостольские труды, почитание в Древней Церкви, и многое другое. Удивительно, но имя Евангелиста теснейшим образом связано с вопросом первенства в Древней Церкви. 

Дело в том, что в первые века христианства православию пришлось вести тяжелейшую полемику с гностицизмом. Гностики ложно учили, что истинное учение передается от Бога путем знания и не нуждается в церковном посредничестве. Учителя Церкви того времени противопоставили этому учение о том, что истина сохраняется в апостольских Церквях. То есть Церквях, основанных самими Апостолами. 

Марк - Апостол и ученик Петра основал Церковь в Александрии. Именно поэтому она была первенствующей на всем Православном Востоке вплоть до 451 года, когда Четвертый Вселенский Собор передал это первенство Константинополю. Новой столице Империи, основанной Императором Константином в 330 году. 

Из пяти сложившихся к тому времени Патриархатов три были ‘петринскими’. Церкви в Антиохии, городе где ‘ученики впервые стали называться христианами’’ (Деян. 11,26), Александрии (ученик Петра Марк!), и Риме были основаны Петром. Два других Патриархата , Константинополь и Иерусалим, основал и возродил, как в случае Святого Города, Император Константин. Такое первенство Патриархатов именовалось ‘политическим’, или ‘Константиновским’. 

‘Надлежит различиям быть у вас’, - пишет Павел (1 Фес.5,14). Однако, спустя века, различие, по воле человеческой, обернулось противостоянием. От общения Церквей вначале, в VI веке, в 536 и 529 годах соответственно, бесповоротно отделились … почти полностью, египетская, не греческая Александрия, и, ровно наполовину, сирийская Антиохия. Затем, спустя многие столетия, Константинополь и Рим также разделились навсегда.