Публикации

СУТЬ СУББОТЫ ФЕОДОРА ТИРОНА

Августин Соколовски

Структура праздников и воспоминаний Великого Поста удивительна своей продуманностью. Так, в первую субботу Церковь чтит память Великомученика Феодора Тирона. В повседневном словоупотреблении эта суббота именуется Федоровской. Имя Феодор в переводе с греческого означает «Дар Божий». Слово «тирон» переводится как «новобранец».

Феодор – один из тех многих древних христианских мучеников, которые принесли свое мученическое свидетельство будучи солдатами Империи. Уже одно это должно привлекать к себе особенное внимание. Ибо свидетельствует о том, что Христос был весьма популярен в римской армии. Удивительно и парадоксально, что воины, даже те, кто отнюдь не были христианами, выбирали своим идеалом не какое-либо божество, героя или животное, например Геракла или дракона, но Великого Страдальца.

Феодор Тирон пострадал за Христа в эпоху, которая вошла в историю, как Великое Гонение. Особенная, по всемирным историческим масштабам недолгая, но для истины и истории, важнейшая Эра Мучеников - период между 303 и 313 годом, от которого некоторые древние поместные Церкви начинали свое новое летоисчисление.

Это преследование христиан было сознательно начато Императором Диоклетианом и продолжено при его преемниках. Он проводил реформы имперского управления и, по-видимому, желал, чтобы Империя вошла в новую реформированную жизнь без христианства. Как это напоминает современность!

Действительно, в тот момент некогда мощная и непобедимая, но пошатнувшаяся было Римская Империя, получила новое дыхание. Подобно апокалиптическому зверю, «который имел рану от меча, но оказался жив» (Откр.13,13), Империя устремилась на уничтожение христианства. Как и во все времена, «удерживающий» (2 Фес.2;6-7), великая таинственная сила, замедлитель Пришествия Христова, пытался удержать православную веру от всемирного распространения.

Этот бой Древнего Рима против усилившегося христианства казался многим последней битвой дьявола против Церкви. Армагеддоном Апокалипсиса (ср.Откр.16,16).

Память мучеников Великого Гонения составляет самую значительную часть православных богослужебных мученических памятей. Тогда же, в Великое Гонение, пострадал и Феодор.

Первые христиане именовали дни кончины мучеников «днями рождения». Свои биографические дни рождения они не праздновали, но торжествовали память мучеников в честь Господа Иисуса в дни их рождения в Небесную Славу.

«День Рождения» Феодора Тирона, ежегодно празднуется 2 марта. Именно в этот день он взошел, как свидетель Христов, на Небеса. В 306 он пострадал за Веру Христову в городе Амасия на севере Малой Азии. Святого сожгли живьем.

Раннехристианская Община верила, что на Крови Господа Иисуса, Первого Мученика (Апок.3,14), и приобщенных к ней пролитием своей крови мучеников, утверждается Церковь Христова.

Мученики Великого Гонения были весьма многочисленны. Тех из них, кто был царского или весьма благородного происхождения, Древняя Церковь именовала «великими». Именно это означает слово «Великомученик». Первоначальное христианство было верой простых людей. Об этом пишет Павел (1 Кор.1,26). Потому свидетельство людей царского рода было весьма значительным, говоря современным языком, исключительной силы, экстраординарным, всемирным.

«О бездна богатства Бога, неисповедимы пути Его», - пишет Апостол (Рим.11,33). Господь соблаговолил, чтобы имя Феодора вошло в память Церкви не только благодаря происхождению и мученичеству, но особенным неповторимым образом. Молитва о вечной памяти исполнилась буквально. Вселенская Церковь навсегда, на все времена помнила Феодора. Это произошло благодаря чуду, совершенному им около 362 года в Константинополе.

Вскоре после Великого Гонения Император Константин (+337) легализовал христианство. Из запрещенной по римским традициям и законам «новой веры» оно стало дозволенным и законным. Это событие было подлинной во Христе Революцией, было неожиданным, парадоксальным, революционным. После него все другие «революции» превратились в трагические подражания первообразу.

Уже к середине IV века число христиан в Римской Империи весьма умножилось. Казалось, что вот-вот и язычество будет окончательно повержено. Эпоху гонений сменила эра догматических споров.

Однако, в 361 году в Константинополь вступил новый Император – Юлиан. Образованный, культурный, благородный, и, главное, воспитанный в основах христианской веры, Юлиан был оглашенным. «Некрещеный христианин», как сказали бы мы сегодня, имея в виду, прежде всего, то, что многие христиане того времени, уже будучи оглашенными, предпочитали быть крещеными на смертном одре. Учение о первородном грехе до святителя Августина Иппонского (354–430) еще не было сформировано. Потому истина о неспособности человеческой природы, без крещения, любить добро ради одного Бога, еще не была пережита и осознана сполна.

В юности Юлиан учился в Афинах философии вместе с будущим святителем Григорием Богословом. Он очень хорошо знал христианство, понимал, чем Православие отличается от ересей. Взял из него все то лучшее и неповторимое, что счел нужным и необходимым, после чего … провозгласил себя язычником и отрекся от Веры Христовой. В историю он вошел под именем Отступника.

Церковь, как Общество Верующих, была в замешательстве. Ведь к тому времени, под влиянием трудов Евсевия Кесарийского (270–339), прославлявших Царя Константина, среди православных сложилось убеждение в том, что Промысел Божий необратимо ведет Империю, а значит и Вселенную к христианизации. Внезапно все обратилось вспять.

Юлиан Отступник правил недолго. Он преследовал Церковь. Но преследовал не жестокостью, по образу прежних гонений, а пытался уничтожить насмешкой. В этом он был удивительно современным, напоминая наши времена пост-модерны.

Юлиан пытался довести до абсурда все, что знал о тогдашней Церкви. Так, он возвращал из изгнания православных епископов, чтобы они, возвратившись, могли вступить в борьбу с еретиками-арианами, которые в правление сыновей Константина, и его преемников, успели занять епископские кафедры. Согласно древним канонам, два епископа не могут пребывать в одном городе. Возможно, первым в истории создавая параллельные церковные структуры, тем самым он провоцировал канонический лабиринт в Церкви, об этом знал прекрасно знал Юлиан!

Одновременно, он старался унифицировать язычество, вводил по регионам должности верховных жрецов. Таким образом он имитировал православное епископство.

 «Идол в мире ничто», - писал Апостол Павел. Поэтому все продаваемое на рынке годно для употребления (ср.1 Кор.8,4). Даже, если, возможно, эта пища была посвящена богам, то есть, считалась идоложертвенной.

Юлиан прекрасно знал эти слова. Поэтому, в рамках своей логики насмешки, он повелел тайно окропить продававшуюся в Константинополе еду идоложертвенной кровью.

Важно помнить, что новая столица Империи на Босфоре изначально была учреждена Константином в 330 году, как город свободный от древних храмов и идолов, Град Божий и изначально христианский. Поэтому инициатива Юлиана была подлинно дерзким, богоборческим, антихристовым замыслом!

Однако, по слову святого Августина в его фундаментальном труде «О Граде Божием», Константин создал ‘Град’ своего имени. И в этом, сам быть может того не зная, уподобился Каину. Поэтому опасность паганизации, то есть, отпадения в язычество сохранялась всегда. На это и надеялся Юлиан.

При этом, следует напомнить, что епископом города в тот момент был еретик Евдоксий (360–370). Это был арианский епископ. Он в принципе отрицал божество Христово. Не исповедовал божественность Сына Божия, Слова, Логоса, ставшего плотью. Так возникал новый круг ада. Или, лучше, подобно пост-модерному роману, построенному из многих параллельных повествований, в истории под названием насмешка над христианами, создавался новый сюжет. Очевидно, Юлиан полагал, сим создавал для православных абсурдную тупиковую безвыходность.

Но Господь – Бог, умеющий обрушать. Феодор видимым образом явился епископу Евдоксию и предупредил не прикасаться к предлагаемой еде. Взамен, он повелел христианам приготовить еду самим. Так, во времена этого нового преследования, в Константинополе, на краткий миг, произошло возвращение ко временам Апостолов. Христиане напитали друг друга «коливом». Этот обычай, ставший для нас сакраментальным, то есть, родственным единовременному таинству, воспроизводит Церковь ежегодно в память Феодора. Приобщаясь гостеприимству святого.

В тот момент, как в Книге Деяний Апостолов, «никто из имений своих ничего не называл своим». «У множества уверовавших было одно сердце, и одна душа и все у них было общее» (ср. Деян. 4,32). Так, что даже епископ Евдоксий в повествовании не назывался по имени. Произошло это не только и не столько потому, что он был формальным еретиком, но в силу того, что, как на крови мучеников созидается Церковь, так в общении и братолюбии перед лицом испытаний, она подлинно делается Единым Истинным Телом Христовым. «Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (ср.Кол.3,11). Иконой Единства Божия, Историей Единого Живого - Господа Иисуса Христа.

Это празднование объединяет в себе множество смыслов. Ему одновременно присуще историческое, нравственное и догматическое содержание.

Ведь в первую субботу Великого Поста, именуемую Федоровской в честь Великомученика Феодора Тирона, Церковь, на примере чуда, совершенного святым в Константинополе, празднует символическую победу христианства над язычеством в лице Императора Юлиана Отступника.

Важно, что этот праздник предваряет Неделю Православия в первое великопостное воскресенье, посвященную благодарному воспоминанию победы православного вероучения над заблуждениями и ересями. Подобно тому, как Юлиан выбран в качестве архетипа языческого заблуждения, Торжество Православия главным образом посвящено победе над византийским иконоборчеством, бушевавшем в Константинополе и всей Имперской Церкви в VII–VIII веках. В данном случае, на один богослужебный день, оно стало воплощением всех ересей.

В своих трудах Отцы Церкви уделили Юлиану особенное внимание. На все времена он стал прототипом борьбы безбожного или антихристианского государства с христианством и Церковью. Исторически Отступник преследовал цель возвращения к язычеству. Как император, и, одновременно, философ и мыслитель, он, будучи прежде оглашенным в Церкви, он хорошо знал христианство. Поэтому использовал многие аспекты внешней и внутренней жизни Кафолической Церкви того времени для реформирования язычества.

Так он стал архетипом процесса секуляризации, как использования религиозных ресурсов Церкви для создания новой идеологии, или квази-религиозности. Ведь среди прочих смыслов секуляризация — это использование символов, ритуалов, зданий и даже имущества Церкви для своих собственных, чуждых первоначальному замыслу целей, в частности создания государственной или гражданской религии.

Так становится очевидным, что празднование в честь Феодора Тирона – это не просто воспоминание единовременного чуда этого святого в истории Константинополя. Как символ и олицетворение победы христианства над язычеством во всех его формах оно чрезвычайно важно.

В 360 году Юлиан был армией провозглашен императором в Париже. Впервые в истории это произошло таким образом, что воины в торжественном жесте апофеоза образом водрузили его на щит.

Небесные воинства следуют за Христом Славы в Апокалипсисе (Откр.19,14). О том же поется в херувимской песне на божественной литургии… До своего воцарения Юлиан скрывал свое язычество. Провозгласив себя язычником в момент коронации, самой торжественностью происходившего он подражал тому, кому противостоял. В 363 Юлиан был убит в битве с персами. ‘Ты победил меня, Галилеянин! ’ - последними его словами было это обращение ко Христу.